Спецвыпуск №1, 2022

Степанов С.А, Гришаева Ю.М., Глазачев О.С.

Предисловие к cпециальному выпуску

В настоящем выпуске представлены избранные материалы участников Международной научно-практической конференции «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ОБРАЗОВАНИЕИ ЗДОРОВЬЕ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ АНТРОПОЭКОСИСТЕМ», которая продолжает традицию двадцати трех международных научно0практических конференций, проведенных по инициативе и под научным руководством академика Н. Н. Моисеева и МНЭПУ с 1994 г.по 2017 г. «Экологическое образование для устойчивого развития: безопасность и культура», а также опыт состоявшихся четырех международных конференций«Экологическая культура в глобальном мире», инициированных ТЭКО0Центром под руководством профессора С. Н. Глазачева и Международной академией наук (Здоровье и Экология) с 2009 по 2012 гг. Целью конференции выступает определение актуальных теоретических, методологических и практических аспектов и практик по совершенствованию формирования экологической культуры современного человека в широком смысле этого понятия. Основными задачами конференции определено обсуждение вопросов применения современных научных методов и информационных технологий в разработке данной проблематики; а также внедрения новых форм интеграции научной и образовательной деятельности; привлечение ведущих отечественных и зарубежных специалистов для проведения сетевых и/или интенсивных курсов по вопросам развития экологической культуры и межкультурной коммуникации; повышение квалификации преподавателей, аспирантов, соискателей в рамках разрабатываемой проблематики.

Гуманитарные науки, проблемы образования, экологической культуры

Дзятковская Е.Н.

КУЛЬТУРНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ СТРАНЫ: РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рассмотрено понятие культурного суверенитета страны, а также пути его обеспечения — защита российского общества от внешней идейноценностной экспансии и деструктивного информационнопсихологического воздействия, с одной стороны, и создание системы духовнонравственного и патриотического воспитания граждан, внедрение принципов духовнонравственного развития в систему образования, молодежную и национальную политику, расширение культурнопросветительской деятельности, с другой стороны. Обоснован вклад в обеспечение культурного суверенитета страны совершенствования системы экологического образования и просвещения по формиро ванию экологической культуры, определено стратегическое направление обновления их содержания.

Анисимов O.C.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО КРИЗИСА: АНАЛИТИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В статье обращается внимание на зависимость экологического анализа, его включенности в целое аналитического процесса и его надежности от применения культуры мышления и культурной парадигмы в рамках цивилизационного подхода; приводится образец проблематизации подхода к анализу мирового кризиса на основе методологиче ской парадигмы. Ключевые слова: культура, мышление, стратегия, цивилизация, управление, проект, прогноз, кризис, тип кризиса, тип цивилизации, страна, образование, парадигма.

Колин К.К.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОМПЛЕКСНАЯ ПРОБЛЕМА: ИНФОРМАЦИОННЫЕ И БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА

Проведен анализ информационных и биоэнергетических аспектов проблемы формирования экологической культуры современного общества и ее роли в стратегии обеспечения глобальной безопасности развития цивилизации в XXI веке. Показано, что в условиях цифровой трансформации антропоэкосистем экологическая культура приобретает но вое содержание. Ее основу должно составлять адекватное понимание фундаментальных законов развития природы, человека и общества, в которых важную роль играют законы проявления информации в различных сферах реальности. Определены направления исследований, необходимые для обеспечения экологической безопасности России.

Митани Х.

ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА ЗА БОЛЬ И СТРАДАНИЯ ЭВАКУИРОВАННЫХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЗОНЫ ЭВАКУАЦИИ В СУДЕБНЫХ ДЕЛАХ: ФОКУС НА ЮРИДИЧЕСКОМ ИНТЕРЕСЕ В РАЗУМНОСТИ ЭВАКУАЦИИ

В результате аварии на 1й атомной электростанции Фукусима компании TEPCO с 2011 года было много эвакуированных людей. Правительство установило зоны эвакуации в соответствии с уровнем дозы радиации. Комиссия по рассмотрению споров о ядерном ущербе опубликовала временные руководящие принципы в отношении этих зон. Обычно зона эвакуации и компенсация ущерба — совершенно разные вещи (борьба с масштабным ущербом и невидимым страхом перед радиоактивными материалами). Однако при назначении компенсации правительство опиралось на эти временные руководящие принципы, что внесло раскол среди жертв аварии на Фукусиме. И эта система привела к разрыву между эвакуированными; разрыв в компенсации означает разрыв между жителями, проживающими в районах, на которые распространяется действие временных руководящих принципов компенсации, и остальным населением. Статья посвящена делу, в котором суд присудил компенсацию эвакуированным в соответствии со стандартом, отличным от временных руководящих принципов (юридические интересы, специфические для аварии на Фукусиме). В результате суды признали компенсацию более широкой, чем временные руко водящие принципы. В частности, суд подтвердил компенсацию для добровольно эвакуированных людей. Халатность компании TEPCO и рассмотрение возможности увеличения размера психического ущерба являются основными в делах об авариях на АЭС в данном исследовании. Ключевые слова: добровольные эвакуированные лица, временные руководства, санкционированная функция (возмещение ущерба за боль и страдания), случай Фукусимы, реорганизация зон, подлежащих эвакуации

Медико-биологические науки

Кофлер В.В.

Н. Н. МОИСЕЕВ И ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПРИНЦИПАМ ЭПИДЕМИЧЕСКОЙ ГИГИЕНЫ ПРИ ПАНДЕМИЯХ

Академик Н. Н. Моисеев признавал, что выживание человечества может быть обеспечено только при устойчивом учете биологических принципов поддержания среды обитания. Он выступал за экологическое просвещение как можно большего числа людей в целях организации природосообразного поведения человеческой популяции в любых аспектах социально=экономической деятельности. Из этого следуют два вывода, например, в отношении эпидемий: 1) учитывать корни появления новых патогенов и 2) распространять принципы биологических взаимоотношений живых существ как можно шире. Становится ясно, что необходимо проводить различие между борьбой с эпидемией — а значит, с возбудителем — и борьбой с последствиями проникновения возбудителя в организм, то есть с инфекционным заболеванием и его последствиями. Смена этих двух областей процесса происходит у отдельных людей, поэтому всегда определяется индивидуально. Во время пандемии большое количество людей во всем мире проходят через этот процесс одновременно. Пандемия — не цунами, которое обрушивается на каждого человека только потому, что он там находится. Индивидуальные особенности, которые могут быть усилены и ослаблены различными способами даже в краткосрочной перспективе, имеют решающее значение для того, приведет ли контакт с носителем к заражению слизистых дыхательных путей или нет, будут ли патогены уничтожены благодаря неспецифическому иммунитету или все же смогут проникнуть в организм, и могут ли другие люди заразиться уже на этой фазе. Поэтому даже борьба против контактов между инфицированными и зараженными людьми, независимо от того, насколько она дифференцирована, приводит лишь к временному уменьшению числа новых случаев, но не снижает восприимчивость и не способствует уничтожению возбудителей. Антитела могут действо вать только там, где они есть, когда возбудители проникли в организм, но не в экстракорпоральном пространстве респираторного тракта. Лица, вакцинированные внутримышечно, и пациенты, выздоровевшие от COVID19, могут повторно заразиться, передать возбудителей третьим лицам и, таким образом, способствовать распространению эпидемии. Если мы хотим ограничить распространение возбудителей, мы должны стремиться снизить восприимчивость, например, путем укрепления и поддержки естественной экстракорпоральной защиты, уничтожить возбудителей и тем самым снизить их шанс проникнуть в организм. Это также является методом выбора в борьбе с новыми штаммами/патогенами. Возможности борьбы с распространением патогенов до сих пор в значительной степени игнорировались, поскольку общепринято, что борьба с последствиями эпидемии идентична борьбе с самой эпидемией. Ключевые слова: пандемия, экологическое образование, патогены, индивидуальная и эпидемическая гигиена

Глазачев О.С., Крыжановская С.Ю.

ПАССИВНАЯ ГИПЕРТЕРМИЯ — ПЕРСПЕКТИВНЫЙ «МИМЕТИК» ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ

Продление здоровой жизни современного человека, замедление развития процессов старения — актуальная проблема здравоохранения и всех социальных институтов. В более широком плане она относится к формированию культуры здоровья как одному из основных компонентов экологической культуры современного человека. Очевидно, именно кризис экологической культуры в целом является причиной разворачивающегося цивилизационного разлома, деградации антропоэкосистем. На индивидуальном уровне замедлить процессы старения возможно моди фикацией образа жизни, регулярными физическими нагрузками, многие эффекты которых связывают с продукцией активными мышцами особых пептидов — миокинов. Учитывая ограничения достаточной физической активности у пожилых, актуален вопрос о разработке методов, способных дополнять и усиливать эффекты физической активности. Применение фармакологических препаратов, созданных на основе миокинов, не имеет достаточных научных оснований. В настоящей работе обсуждается доказательная база процедур пассивной гипертермии/ регулярного прогревания тела человека в качестве «миметика физической активности». Приводятся доказательства эффективности и безопасности метода, в том числе в отношении индукции секреции миокинов — ирисина и МНТФ, и их позитивных морфофункциональных эффектов, а также потенциальные сложности и перспективы применения пассивной гипертермии у пожилых людей. Ключевые слова: культура здоровья, старение, физическая активность, миокины, пассивная гипертермия

Волков А.В., Хадарцев А. А.

ВОЗМОЖНЫЙ МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ РОССИИ В 2021–2022 ГОДАХ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИОМЕТРИЧЕСКОГО ЦИКЛА А. Л. ЧИЖЕВСКОГО

Рассмотрен раздел концепции солнечноземных связей А. Л. Чижевского — представления о закономерностях исторического процесса и структуре историометрического цикла; изложены особенности текущей — второй фазы цикла, актуальные для анализа и прогноза социальной динамики в России в 2021–2022 годах; предложен механизм быстрых социальных трансформаций, позволяющий активизировать деструктивные процессы в обществе. Ключевые слова: солнечно-земные связи, всемирно-исторический процесс, историометрический цикл, солнечная активность, синхронизация социальных движений, формирование уязвимостей культуры, комфорт жизни, скорость социальных изменений, механизмы развития.

Физико-технические науки

Халилов Э.Н., Халилов А. Э., Халилов Ф. Э.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «MAGVORTEX» В ЦИРКУЛЯРНОЙ ЭКОНОМИКЕ ДЛЯ СОКРАЩЕНИЯ ВЫБРОСОВ СО2

Авторами разработана и протестирована новая технология по снижению расхода топлива на двигателях внутреннего сгорания и снижения в атмосферу выбросов СО2. Технология основана на магнитной обработке топлива, поступающего в двигатели внутреннего сгорания с помощью запатентованной системы трехмерной магнитной матрицы. Технология позволила получить положительный результат при тестировании на автомобильном транспорте, что позволило авторам рекомендовать ее использование в «циркулярной экономике» в качестве промежуточного этапа в процессе перехода от углеводородного топлива к «зеленым технологиям».

Проблемы экологии, науки о земле

Вакай И.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО СОЗДАНИЮ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ, КОНТРОЛИРУЮЩЕЙ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВИРУСА

Согласно полученным на сегодняшний день результатам, соответствующие меры профилактики и лечения в отношении нового коронавируса COVID19 были основаны на данных эпидемиологических исследований и клинических наблюдений. Однако автор отмечает, что для борьбы с вирусными вспышками и их распространением необходимо не только полагаться на медицинские методы лечения, но и в полной мере использовать возможности природы, такие как циркуляция атмосферы и взаимное вмешательство в экосистему, сосредоточившись на густонаселенных городских средах. Таким образом, данное пилотное исследование представляет собой новый взгляд на городскую среду, смещая точку зрения на нее за пределы мер здравоохранения, чтобы смягчить распространение вируса. Ключевые слова: COVID\\\'9, городская среда, общественное здравоохранение, педагогика

Блази К.Дж.

НАВОДНЕНИЕ В ДОЛИНЕ АХР, ОПАСНОЕ ДЛЯ ЖИЗНИ И БЛАГОПОЛУЧИЯ

В статье описывается наводнение в долине реки Ахр летом 2021 года. После некоторых вводных слов о географии и гидрологии, обсуждаются экономические аспекты различных общин. Долина Ахр имеет долгую историю наводнений, начиная с 1348 года. Краткое введение в гидрометрию, обработку данных и статистическую оценку наводнений с различным периодом возврата и экстремальных наводнений. Во время этих наводнений многие здания, дома и инфраструктура были повреждены или разрушены. Рассмотрен вопрос о том, как можно было бы минимизировать ущерб строениям и населению. Ключевые слова: Гидрология, метеорология, наводнение, малый водосбор, предупреждение о наводнении, экстремаль\\\' ное наводнение, катастрофическое наводнение, парламентский следственный комитет.

Физико-технические науки

Пенионжкевич Ю.Э.

ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА

В статье описывается современное состояние различных источников энергии и их эффективности для обеспечения человечества адекватными объемами энергоснабжения с учетом нарастающих потребностей. Альтернативные виды «зеленой» энергетики сравниваются с возможностями новых технологий ядерной энергетики. Представлены положительные стороны ядерной энергетики, перспективы ее развития и потенциальное влияние на экологию нашей планеты. Ключевые слова: ядерная физика, деление ядер, ядерный реактор, альтернативное топливо, нейтроны, экология, энергия

Проблемы экологии, науки о земле

Халилова Т.Ш.

ГИПЕРБОРЕЯ В АНТИЧНЫХ И ИНДОПЕРСИДСКИХ ИСТОЧНИКАХ

В статье, опираясь на античные письменные источники, индоперсидскую мифологическую традицию был выдви нут новый взгляд на древнюю историю Каспийского моря и Прикаспийской Ойкумены. Были установлены историко-географические реалии существования Гипербореи на побережье Среднего Каспия, залива Северного океана(Молочного океана) и острова гипербореев на Мангышлакском пороге.

Гуманитарные науки, проблемы образования, экологической культуры

Рочняк Е.В.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ПАРАДИГМЕ XXI В.

В статье дается краткая история развития и внедрения идеи образования для устойчивого развития как глобальной цели современного человечества. На основе методологического сопоставления экологического образования и образования для устойчивого развития показывается смещение акцентов в мировой образовательной парадигме от экологического образования к экологизации образования на основе гуманитаризации и гуманизации экологических знаний. Ключевые слова: устойчивое развитие, образование для устойчивого (стабильного) развития, экологическое образование, гуманитарное образование

Гришаева Ю.М., Божко О.В.

ОБ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье обозначены актуальные вопросы подготовки педагогических работников в разных сферах образования. Основной акцент поставлен на противоречиях в реализации преподавательской деятельности специалистами, не имеющими профессиональной педагогической подготовки, кадровом дефиците и ускоренном росте социального запроса на качественную педагогическую деятельность. Приводится анализ обновленной нормативной базы в области кадрового развития системы образования и предварительные результаты деятельности педагогических вузов в рамках утвержденной Концепции подготовки педагогических кадров. Особое внимание уделено текущему состоянию и перспективам предпрофессионального образования в старших классах. На основе ретроспективы отечественных практик XVIIIXX вв. были выявлены основные точки роста и современные возможности внедрения комплекса психологопедагогических дисциплин в основную общеобразовательную программу. Ключевые слова: подготовка педагогических кадров, педагогические классы, система педагогического образования,психолого-педагогические дисциплины.

Евстафьева Н.С.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается процесс формирования экологической культуры школьников через реализацию программы экологоориентированной поликультурной проектной деятельности в поликультурной образовательной среде. Ключевые слова: экологическая культура, экокультурная идентичность, проектная деятельность, поликультурноеобразование, устойчивое развитие.

Камалова Г.И., Гришаева Ю.М., Аграпонова Н.Л., Лебедева Н.А.

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ В МАГИСТРАТУРЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»

В статье приведен анализ принципов формирования общепрофессиональных компетенций у магистров направления «Электроэнергетика и электротехника» и представлен план организации исследовательской работы и структура дисциплины «Теория и практика научного исследования». Ключевые слова: общепрофессиональная компетенция, индикаторы компетенции, научно-исследовательская компетенция, подготовка магистров-энергетиков.

Прункова А.Р.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ

В данной статье рассматриваются вопросы специфики культуры коммуникации старших подростков с учетом некоторых трендов ее трансформации в целенаправленном образовательном процессе. Обосновывается возможность использования технологии кейсстади и потенциала социальной сети ВКонтакте в образовательном процессе и приводятся результаты эксперимента, проведённого в 9 классе средней общеобразовательной школы на занятиях по английскому языку. Проведенный анализ доказывает, что применение данной технологии решает целый комплекс задач, стоящих перед современным образованием. Ключевые слова: культура коммуникации, старшие подростки, трансформация, глобализация, ценностные ориентации, технология кейс-стади, английский язык, образовательный процесс.